Hosted by uCoz

Для Учителя

Элективный курс «Распространение древних млекопитпющих на Земле

(Кайнозой). Эволюция Млекопитающих»

Программа

Пояснительная записка

Программа элективного курса обращена к учащимся 7-х классов общеобразовательных школ, подготавливающая к изучению географии, экологии и биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки курс может быть рассчитан на 17 – 24 ч.
Основной целью элективного курса является формирование мотивации к выбору предметного блока естественнонаучного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.

Основные задачи:

¾   формирование научной картины мира у учащихся;

¾   воспитание экологической культуры;

¾   развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях;

¾   формирование эволюционного, типологического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.

¾   усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению методами, понятиями; знаниями основ теорий, концепций; с разноуровневыми моделями с целью практического применения усвоенных закономерностей в области палеогеографии и эволюционной экологии, способствующих, наряду с другими дисциплинами, формированию высокого уровня материальной и духовной культуры подрастающего поколения.

¾   формирование высоконравственного отношения к окружающей природе на основе формирования уважения к жизни, на любом уровне её организации и к абиотической среде – земной и космической.

В целом программа предмета дополняет и обогащает не только рамки школьных дисциплин, но и устанавливает межпредметные связи в области естествознания через интеграцию экологических знаний.

Цель данного элективного курса – изучить географию распространения основных представителей древнейших животных и условия их обитания.

     При изучении курса рекомендуется использование нескольких типов занятий: лекции, семинары, конференции (диспуты), проектная работа. Возможна как индивидуальная, так и коллективная деятельность, а также самостоятельная работа учащихся с литературными, картографическими, Интернет – источниками.

Планируемые результаты:

В ходе учебного процесса ожидается, что школьники достигнут следующих результатов:

1. Понимать важность сохранения живых организмов как одной из главных ценностей жизни.

2. Сформировать навыки работы с палеонтологическими картами, умение описывать палеонтологические карты и делать прогнозы по этим картам.

3. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по географии.

 

 

Учебно-тематический план изучения элективного курса

Тема элективного курса

Всего часов

В том числе

ЛК

ПЗ

Семинары

1.

Введение

1

1

 

 

2.

Предки млекопитающих

2(3)

1

 

1

3.

География и экология древнейших животных

4(5)

3

1

 

4.

Экологическая эволюция животного мира изолированных материков

3(5)

1

 

1

5.

Биотическая среда и видовое разнообразие животных Неогена

2(4)

1

 

1

6.

Четвертичный период

4(5)

1

1

2

7.

Итоговое занятие

1

 

 

1

    (составлено автором)

Содержание

Введение (1 ч.)

Медленное и постепенном появлении новых видов. Различные скорости изменения биологических видов. Группы видов следуют в своем появлении и исчезновении тем же правилам, как и отдельные виды. Вымирание. Одновременное изменение форм жизни по всему свету. Родство вымерших видов между собою и с ныне живущими -видами. Степень развития древних форм.  Последовательность одних и тех же типов в пределах одних и тех же областей.

Предки млекопитающих (2-3 ч.)

           Эволюционная теория Дарвина. Палеонтология - опора в написании эволюционной теории. Находки звероподобных наделенных чертами как рептилий, так и млекопитающих. Новый этап  на пути познания развития жизни на Земле.

Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре:

·       Изучение проблемы перехода от ящера до млекопитающего.

·       Аспекты эволюции, рассмотрение различных теорий и формулировка «скачка эволюции» в животном мире.

·       Пробелы в эволюционном звене.

География и экология древнейших животных (4-5 ч.)

           Переход к «новой» жизни млекопитающих. Изучение останков древних животных. Сопоставление климата и окружающей среды кайнозойской эры.

Практическая работа: учащиеся рассматривают эры и периоды сопоставляя климатические данные прошлых эр с флорой и фауной планеты.

Результат работы составление таблицы с дальнейшими выводами:

Эра, прод. млн. лет

Период, прод. млн. лет

Климат и среда

Развитие живот. мира

Развитие растительного мира

 

 

 

 

 

 

Экологическая эволюция животного мира изолированных материков

 (3-5 ч.)

           Рассмотрение отдельных материков в эоцене: Австралия, Южная Америка. Влияние изолированности материков и особенностей природного комплекса на эволюцию животного мира.

Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре:

·   Рассмотреть эволюцию жизни млекопитающих на изолированных материках

·   Как изолированность повлияла на эволюционный процесс

·   Уникальность животного мира Австралии и Южной Америки.

 

 

 

Биотическая среда и видовое разнообразие животных Неогена (2-4 ч.)

      Период неогена. Видовой разнообразие наземных млекопитающих. Приспособления животных к разным условиям среды неогена. Вымирание в олигоцене. Распространение и видовое разнообразие непарнокопытных.   Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре:

·        Причины вымирания многих групп животных

·        Ландшафты Неогена

·        Способы приспособления к новым условия обитания

·        Видовое разнообразие парнокопытных

Четвертичный период (4-5 ч.)

Изменение условий среды в плейстоцене. Распространение листопадных и хвойных лесов. Приспособление видов к новым условия среды. Появление новых видов млекопитающих. Распространение древних млекопитающих и условия их обитания.

Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре:

·        Изменение условий обитания четвертичного периода

·        Видовое разнообразие четвертичного периода

·        Распространение древних животных

·        Миграция животных. Причины миграций

Практическая работа: школьники, опираясь на полученные данные, в ходе семинара составляют карты миграций отдельных видов животных с пояснениями причин переселения древних животных. Составление карт с ареалами распространения древних млекопитающих.

Итоговое занятие (1 ч.)

 Подведение итогов курса:

-        выступление учеников

-        обсуждение

-        оценивание работ учащихся

Обобщение материалав Кайнозойский и Четвертичный период наиболее ярко проявляется многообразие различных групп животных, их приспособительные особенности, отражающие уникальные условия среды того времени и географию их распространения.

Оценка знаний:
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
1. Защита пра­ктических работ.
2. Текущие и итоговые со­беседования по изученным темам.

 

Рекомендуемая литература:

1         Акимушкин И.И. Исчезнувший мир.-Смоленск: Русич, 1999

2         Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога.-М.:Педагогика,1986

3         Бейли Д., Седдон Т. Доисторический мир.-М.: Росмэн, 1998

4         Бобринский Н.А. География животных.-М.: ГУПИ, 1951

5         Вуд П. и др. Жизнь до человека.-М.: Мир, 1977

6         Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты.-Ленинград: Наука, 1979

7         Войткевич Г.В., «Развитие жизни на земле «краткий очерк».

8         Георгиевский А.Б. Дарвинизм.-М.: Просвещение, 1985

9         Дорст Жан  До того как умрет природа.- М.: Прогресс, 1968г

10     Иорданский Н.Н. Развитие жизни на Земле.-М.: Просвещение, 1981

11     Исмаилова С.Т. Энциклопедия по геологии.-М.: Аванта +, 1995

12     Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли.-М.: Просвещение, 1987

13     Кондратов А.М. Динозавра ищите в глубинах.-Ленинград: Гидрометеоиздат, 1984

14     Маруашвили Л.И. Палеогеографический словарь.-М.: Мысль, 1985

15     Пахневич А.В. Динозавры.-М.: АСТ, 2000

16     Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1987

17     Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология.-М.: Мир, 1989

18     «Химия и жизнь», №1, Шрейдер Ю. «Эволюция и сотворение мира» , 1993

19     Чебышев Н.В и др. Эволюция и экология.-М.- Соверо Пресс Лтд, 1995

20     «Энциклопедия для детей», Издание №2, Изд-во «Аванта+», 1994

21     Яковлева И.Н. След динозавра.-М.: Росмэн, 1993

 

 

 

 

Назад