|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Элективный курс «Распространение древних млекопитпющих на Земле (Кайнозой). Эволюция Млекопитающих» Программа
Пояснительная записка
Программа элективного курса обращена к учащимся 7-х классов
общеобразовательных школ, подготавливающая к изучению географии,
экологии и биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной
нагрузки курс может быть рассчитан на 17 – 24 ч. Основные задачи: ¾ формирование научной картины мира у учащихся; ¾ воспитание экологической культуры; ¾ развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях; ¾ формирование эволюционного, типологического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы. ¾ усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению методами, понятиями; знаниями основ теорий, концепций; с разноуровневыми моделями с целью практического применения усвоенных закономерностей в области палеогеографии и эволюционной экологии, способствующих, наряду с другими дисциплинами, формированию высокого уровня материальной и духовной культуры подрастающего поколения. ¾ формирование высоконравственного отношения к окружающей природе на основе формирования уважения к жизни, на любом уровне её организации и к абиотической среде – земной и космической. В целом программа предмета дополняет и обогащает не только рамки школьных дисциплин, но и устанавливает межпредметные связи в области естествознания через интеграцию экологических знаний. Цель данного элективного курса – изучить географию распространения основных представителей древнейших животных и условия их обитания. При изучении курса рекомендуется использование нескольких типов занятий: лекции, семинары, конференции (диспуты), проектная работа. Возможна как индивидуальная, так и коллективная деятельность, а также самостоятельная работа учащихся с литературными, картографическими, Интернет – источниками. Планируемые результаты: В ходе учебного процесса ожидается, что школьники достигнут следующих результатов: 1. Понимать важность сохранения живых организмов как одной из главных ценностей жизни. 2. Сформировать навыки работы с палеонтологическими картами, умение описывать палеонтологические карты и делать прогнозы по этим картам. 3. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по географии.
Учебно-тематический план изучения элективного курса
(составлено автором) Содержание Введение (1 ч.) Медленное и постепенном появлении новых видов. Различные скорости изменения биологических видов. Группы видов следуют в своем появлении и исчезновении тем же правилам, как и отдельные виды. Вымирание. Одновременное изменение форм жизни по всему свету. Родство вымерших видов между собою и с ныне живущими -видами. Степень развития древних форм. Последовательность одних и тех же типов в пределах одних и тех же областей. Предки млекопитающих (2-3 ч.) Эволюционная теория Дарвина. Палеонтология - опора в написании эволюционной теории. Находки звероподобных наделенных чертами как рептилий, так и млекопитающих. Новый этап на пути познания развития жизни на Земле. Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре: · Изучение проблемы перехода от ящера до млекопитающего. · Аспекты эволюции, рассмотрение различных теорий и формулировка «скачка эволюции» в животном мире. · Пробелы в эволюционном звене. География и экология древнейших животных (4-5 ч.) Переход к «новой» жизни млекопитающих. Изучение останков древних животных. Сопоставление климата и окружающей среды кайнозойской эры. Практическая работа: учащиеся рассматривают эры и периоды сопоставляя климатические данные прошлых эр с флорой и фауной планеты. Результат работы составление таблицы с дальнейшими выводами:
Экологическая эволюция животного мира изолированных материков (3-5 ч.) Рассмотрение отдельных материков в эоцене: Австралия, Южная Америка. Влияние изолированности материков и особенностей природного комплекса на эволюцию животного мира. Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре: · Рассмотреть эволюцию жизни млекопитающих на изолированных материках · Как изолированность повлияла на эволюционный процесс · Уникальность животного мира Австралии и Южной Америки.
Биотическая среда и видовое разнообразие животных Неогена (2-4 ч.) Период неогена. Видовой разнообразие наземных млекопитающих. Приспособления животных к разным условиям среды неогена. Вымирание в олигоцене. Распространение и видовое разнообразие непарнокопытных. Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре: · Причины вымирания многих групп животных · Ландшафты Неогена · Способы приспособления к новым условия обитания · Видовое разнообразие парнокопытных Четвертичный период (4-5 ч.) Изменение условий среды в плейстоцене. Распространение листопадных и хвойных лесов. Приспособление видов к новым условия среды. Появление новых видов млекопитающих. Распространение древних млекопитающих и условия их обитания. Вопросы, поставленные на обсуждение в семинаре: · Изменение условий обитания четвертичного периода · Видовое разнообразие четвертичного периода · Распространение древних животных · Миграция животных. Причины миграций Практическая работа: школьники, опираясь на полученные данные, в ходе семинара составляют карты миграций отдельных видов животных с пояснениями причин переселения древних животных. Составление карт с ареалами распространения древних млекопитающих. Итоговое занятие (1 ч.) Подведение итогов курса: - выступление учеников - обсуждение - оценивание работ учащихся Обобщение материала: в Кайнозойский и Четвертичный период наиболее ярко проявляется многообразие различных групп животных, их приспособительные особенности, отражающие уникальные условия среды того времени и географию их распространения.
Оценка знаний:
Рекомендуемая литература: 1 Акимушкин И.И. Исчезнувший мир.-Смоленск: Русич, 1999 2 Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога.-М.:Педагогика,1986 3 Бейли Д., Седдон Т. Доисторический мир.-М.: Росмэн, 1998 4 Бобринский Н.А. География животных.-М.: ГУПИ, 1951 5 Вуд П. и др. Жизнь до человека.-М.: Мир, 1977 6 Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты.-Ленинград: Наука, 1979 7 Войткевич Г.В., «Развитие жизни на земле «краткий очерк». 8 Георгиевский А.Б. Дарвинизм.-М.: Просвещение, 1985 9 Дорст Жан До того как умрет природа.- М.: Прогресс, 1968г 10 Иорданский Н.Н. Развитие жизни на Земле.-М.: Просвещение, 1981 11 Исмаилова С.Т. Энциклопедия по геологии.-М.: Аванта +, 1995 12 Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли.-М.: Просвещение, 1987 13 Кондратов А.М. Динозавра ищите в глубинах.-Ленинград: Гидрометеоиздат, 1984 14 Маруашвили Л.И. Палеогеографический словарь.-М.: Мысль, 1985 15 Пахневич А.В. Динозавры.-М.: АСТ, 2000 16 Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1987 17 Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология.-М.: Мир, 1989 18 «Химия и жизнь», №1, Шрейдер Ю. «Эволюция и сотворение мира» , 1993 19 Чебышев Н.В и др. Эволюция и экология.-М.- Соверо Пресс Лтд, 1995 20 «Энциклопедия для детей», Издание №2, Изд-во «Аванта+», 1994 21 Яковлева И.Н. След динозавра.-М.: Росмэн, 1993
|
|